Касса. Еще раз о главном. Даем разъяснения.

Сегодня исполнилось ровно три месяца с момента введения новых правил оформления кассовых документов и ведения кассовых операций. Однако в ежедневной практике мы встречаемся с распространенными вопросами, ответы на которые мы свели в один материал.

Нововведения вступили в силу с 1 июня 2014 года. В своей деятельности мы руководствуемся Указанием Банка России от 11 марта 2014 года №3210-У.

Внимание! Формы приходников, расходников, кассовой книги и ведомостей остались без изменений. Изменились лишь правила их заполнения.

Перечислим самые важные изменения.

Изменение №1

По новым правилам устанавливать лимит можно по расходам или выручке. Ранее лимит из объема выдачи денег могли устанавливать лишь компании без наличной выручки. Вы можете выгодно пересмотреть лимит. Не забудьте утвердить новый лимит Приказом!

Изменение №2

Отныне собственный лимит нужен всем подразделениям, сдающим выручку в банк, а не в головной офис. (абз.4 п.2 указания №3210-У)

Изменение №3

Оформлять приходники и расходники может как штатный, так и приглашенный бухгалтер. Однако подписывать их, выдавать и получать деньги из кассы может лишь штатный сотрудник.

Из новых указаний следует, что принимая наличные, кассир выдает квитанцию к приходному кассовому ордеру и ставит только штамп, а расписываться не должен. Но так как на бланке есть место для подписи кассира, будучи покупателями, просите ставить кассира и подпись во избежание дальнейших недоразумений.

В расходном ордере можно сразу напечатать выданную сумму. А получателю останется только поставить автограф.

Внимание! При отсутствии штатного или внештатного бухгалтера кассовые документы подписывает руководитель компании, в том числе и за кассира.

Изменение №4

При передаче денег между кассирами расходники больше не нужны. Деньги, переданные между старшими и рядовыми кассирами, отражаются в книге учета (по форме КО-5).

Изменение №5

В заявлении на подотчет достаточно подписи директора. Сумму и срок возврата средств может писать теперь работник. Ранее все эти реквизиты должен был вносить директор.

Изменение №6

Что можно, а что нельзя исправлять?

Исправления запрещены:
-приходный кассовый ордер (КО-1)
- расходный кассовый орден (КО-2)
Исправления разрешены:
- кассовая книга (КО-4)
- книга учета принятых и выданных кассиром средств (КО-5)
- платежную ведомость (Т-53)
- расчетно-платежнаю ведомость (Т-49)
- авансовый отчет (АО-1)

Для того, чтобы внести исправления зачеркните неверные данные, внесите правильные данные, дату исправления и заверьте исправления подписью с расшифровкой сотрудника, который заверял документ.

Изменение№7

Пустые листы кассовой книги можно не составлять. П.4.6 указания №3210-У прямо указано, что за дни, в которых не было наличных расчётов, кассовую книгу составлять не требуется.

Изменение №8

Для малых компаний и предпринимателей установлен упрощенный кассовый порядок
Малые компании и предприниматели вправе не устанавливать лимит кассы (п. 2 Указания № 3210-У). А утвержденное ранее предельное значение остатка наличных денег можно отменить, издав соответствующий Приказ. Предприниматели теперь освобождены от ведения кассовой книги (п. 4.6 Указаний № 3210-У). Они регистрируют кассовые операции в книгах учета доходов или доходов и расходов.

Изменение № 9

Подразделение не вправе сдать деньги на почту. Сдавать деньги обособленное подразделение может либо в кассу компании или на расчетный счет сам или через инкассатора.

Изменение № 10

Подразделения будут реже сдавать кассовую книгу в головной офис
Для обособленных подразделений появилось три нововведения.
Первое. Новый порядок уточняет понятие обособленного подразделения. Это любое подразделение считается обособленным, если оборудовано хотя бы одно рабочее место. При этом не имеет значения, на какой срок его создали.
Второе. Все обособленные подразделения должны соблюдать лимит остатка наличных. В каком порядке устанавливать этот лимит, зависит от того, имеет ли право подразделение самостоятельно сдавать наличные на счет в банке.
Третье. Все обособленные подразделения — и сдающие, и не сдающие деньги в банк — должны вести свою кассовую книгу (п. 2, 4.6 Указаний № 3210-У). Причем в головной офис подразделение должно передавать не листы кассовой книги (как раньше), а их копии, заверенные руководителем подразделения (п. 4.6 Указания № 3210-У).
Больше не требуется передавать их в головной офис на следующий рабочий день. Главное успеть к подготовке бухгалтерской отчетности. То есть сдавать листы кассовой книги из подразделения в офис теперь можно и раз в год.

Изменение №11

Ограничены цели расходования наличных. Компании вправе тратить наличную выручку строго на определенные цели. Похожие нормы были и в старом указании ЦБ РФ № 1843-У, но в новых правилах есть уточнение. Теперь прямо запрещено расходовать выручку на расчеты по аренде недвижимости, выдачу и возврат займов и т. д. (п. 4 указания ЦБ РФ от 07.10.13 № 3073-У). Иначе возможен штраф до 50 тыс. рублей по статье 15.1 КоАП РФ.
На что можно расходовать наличную выручку:
— выдачу сотрудникам зарплаты, пособий, подотчетных;
— оплату поставщикам и заказчикам товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг (кроме аренды недвижимости);
— возврат денег покупателям за товары, работы, услуги, оплаченные наличными.
На что запрещено тратить наличную выручку:
— аренду недвижимости;
— выдачу и возврат займов;
— операции с ценными бумагами;
— проведение азартных игр.

Print Friendly